Мебель с полировкой: история и стиль в мебельной моде
В древности у домашней мебели было одно-единственное предназначение: выполнять соответствующую утилитарную функцию. Грубые столы, стулья и скамейки из некрашеного дерева порой оставляли занозы в особо чувствительных частях тела, быстро приводили простыни и скатерти в плачевное состояние, а внешний вид вызвал бы критическую усмешку многих опытных дизайнеров.
Некоторые современные стили интерьера предполагают использование мебели из необработанного массива дерева – например, скандинавский, кантри, лофт, брутализм или эклектика. Однако люди с тонким художественным вкусом, высоким общественным положением и чувством собственного достоинства предпочитают окружать себя элегантными предметами с полировкой.
Элегантна, как рояль
Да, наша полированная мебель зеркальным блеском и благородными очертаниями напоминает концертный музыкальный инструмент. Кажется, стоит дотронуться до дверцы шкафа или столешницы, как польется божественная музыка! В чем же секрет очарования этого покрытия?
- Отражающие поверхности визуально увеличивают площадь и объем комнаты, поэтому идеально подходят для обстановки небольших гостиных, прихожих, кабинетов и спален.
- Полированная мебель создает ощущение свежести и прохлады, что особенно актуально для комнат, окна которых выходят на юг, юго-запад или запад.
- Прозрачный лак эффектно подчеркивает текстуру древесины: становятся различимы слои, волокна и сучки – словом, все нюансы, образующие уникальный рисунок каждого элемента.
- Некоторые стили интерьера прямо требуют использования полированной мебели – ар-деко, модерн, английский, классический, георгианский, немецкий.
История полировки
Если верить китайцам, авторство почти всех полезных изобретений – от бумаги до компаса, от пороха до механических часов – принадлежит их предкам, и мебельный лак не исключение. Однако есть свидетельства, что создателем бесцветного покрытия для мебели был французский монах Феофил, который жил в XII веке. Так или иначе, в XV веке полированные предметы обстановки появились в Японии, Иране, Индии, Корее и Европе. Для обработки дерева использовали смолы тропических деревьев – копала и сумаха лаконосного, терпентинное масло, продукт жизнедеятельности насекомых (лаковых червецов) – шеллак и другие природные компоненты.
В XVIII веке французские кустари составили рецепт политуры: на 11% натурального лака отмеряли 89% этилового спирта. Оставалось лишь дать взвеси отстояться, и можно было приступать к работе. Эта технология дожила до наших дней и применяется в неизменном виде. Состав не содержит токсических веществ, что позволяет выполнять полировку в домашних условиях, дает выразительный глянцевый блеск, но – увы! – демонстрирует среднюю стойкость, а потому больше годится для реставрации винтажной мебели, нежели для обработки новой.
В XIX веке в ход пошли масла: льняное, оливковое, апельсинное, лимонное, тиковое и пчелиный воск. Они не давали эффектного зеркального блеска, но устраняли микроскопические неровности поверхности, неплохо защищали древесину от набегов жуков-древоточцев, гниения, плесени и придавали мебели приятный аромат.
В петербургском журнале начала 1800-х напечатано следующее: «В значительной степени эффект цвета и света зависит от отделки, от того, насколько она проявляет игру линий и глубину текстуры древесины».
Видимо, старые мастера знали волшебное слово или секретный компонент, канувший в лету вместе с ними, который придавал полированной мебели особое очарование. В точности следуя указаниям предшественников, наши современники никак не могли воспроизвести оригинальный вид изделий: красное дерево (махагони, амарант, тик, падук), игравшее переливами от вишневого до брусничного оттенков, теперь приобретало цвет кирпича, светлое (карельская береза, ясень, бук), пленявшее взгляд янтарным отсветом с проявленной свилью, становилось равномерно охристым.
Без сучка, без задоринки
Процесс священнодействия по превращению обычных досок в эксклюзивные предметы интерьера включает несколько этапов.
- Шлифовка древесины. Черновую отделку производят вручную или при помощи шлифовальной машины: грубой наждачной бумагой (80-100 зерен) удаляют ожоги, царапины, порезы, выступающие хоть на полмиллиметра гребни. До гладкого состояния древесину доводят наждачкой зернистостью 180-400.
- Поверхность очищают от пятен, разводов клея и других веществ. Причиной многих пятен являются плесневые грибы; избавиться от них можно с помощью двухкомпонентного отбеливателя (пероксид + гипохлорит натрия). Следы от железа устраняют щавелевой кислотой.
- Зазоры и трещины заполняют шпаклевкой для дерева.
- В случае необходимости будущую мебель окрашивают и оставляют в покое до полного высыхания.
-
Наконец, древесину в несколько слоев покрывают воском, лаком или олифой, причем после каждой операции снова выполняют шлифовку.
Не будем раскрывать всех секретов, расскажем лишь о нескольких видах покрытия:
- воск (пчелиный, карнаубский, канделлиновый и др.). Легко ложится, не образуя капель и подтеков, нейтрализует мелкие царапины и потертости, препятствует возгоранию при контакте с открытым огнем. Воск делает поверхность матовой или сатиновой, но если мебель тщательно отполировать, производит эффект мягкого отсвета;
- «масло твердого воска» (льняное и минеральное масла, живичный скипидар, пчелиный и карнаубский воск) – глубоко проникает в древесину, не меняя ее структуры, защищает мебель от насекомых и влаги, не препятствует свободно циркуляции воздуха. Блеск атласный, благородный;
- шеллак – быстро сохнет (около 15 минут), легко поддается восстановлению в случае повреждения, противостоит оседанию пыли. Доступная цветовая гамма – прозрачный, лимонный, медово-желтый, оранжевый, рубиновый, черный. Дает умеренный, сдержанный блеск;
- акриловый лак – образует очень прочную, кристально прозрачную пленку, которая не желтеет десятилетиями. Может иметь разные степени блеска (матовая, полуматовая, глянцевая, шелковисто-матовая и шелковисто-глянцевая);
- алкидный лак – полностью синтетический состав, обладающий высокой ударопрочностью, дает идеально гладкую поверхность без механических примесей, морщин и оспин. Устойчив к УФ-лучам, истиранию, вибрации, перепадам влажности и температуры. Алкидные лаки имеют отчетливый янтарный оттенок – следовательно, дерево всегда будет казаться слегка желтоватым. Обработанная мебель обладает равномерным глянцевым блеском.
Блестящее решение мебельного вопроса
«Мода проходит, стиль остается», - сказал всемирно известный модельер Ив Сен-Лоран. Хотя его слова относились к одежде, эта мудрость справедлива и применительно к мебели.
Компания Belltree производит не просто мебель – она создает неповторимую атмосферу дома, наполняет ваше жизненное пространство эксклюзивными предметами и теплом настоящего дерева.